Итоги столичной недели: Невыездные коррупционеры и либеральный рынок ГСМ

На прошлой неделе мажилисмен Азат Перуашев предложил законодательно запретить лицам, осужденным за коррупционные преступления, покидать пределы Казахстана. По его словам, эта норма предлагается народными избранниками давно, но все время торпедируется правительством по непонятным авторам этого предложения причинам. Между тем, понять правительство несложно, и в его нежелании вводить эту норму есть не менее железная логика, чем в умозаключениях депутатского корпуса: дело в том, что предложение Перуашева будет иметь практический смысл только в том случае, если будет вводить пожизненный запрет на смену постоянного места жительства лицам, попавшимся на коррупционных деяниях. Но проблема в том, что пожизненный эцих с гвоздями, как в фильме "Кин-дза-дза", у нас в законодательстве в отношении лиц, отмотавших свой срок, не предусмотрен ни по одному виду преступлений и правонарушений. И вводить таковой в отношении отдельной категории лиц – значит перестраивать все законодательство, а не один закон.

Почему норма о запрете на выезд не заработает автоматически

Логику депутата понять несложно: Перуашев, как и подавляющее большинство граждан страны, обеспокоен тем, что коррупционеры, успевшие вывести свои капиталы за рубеж, после суда и отбытия сроков в местах, не столь отдаленных, потом спокойно отбывают к заблаговременно сформированной за бугром "кубышке". Поэтому он и предлагает сделать их невыездными, чтобы все, что нажито непосильным трудом, как говаривал сегодняшний обокраденный Шпак в "Иване Васильевиче", они возвращали на родину. "Как показывает опыт работы по возврату капиталов, самой эффективной мерой является запрет на выезд за рубеж. Нередко крупные коррупционеры не в конвертах получают деньги, а выводят их в офшорные зоны, затем перепрятывают, и найти их становится невозможно. Иногда наши правоохранительные органы даже не знают, сколько средств у них есть и где они находятся, эти деньги всегда можно перепрятать. А после отбытия наказания они уезжают за рубеж к наворованным миллиардам, которые они никогда в жизни не заработали бы. Если они будут вынуждены жить здесь, то они начнут возвращать эти деньги обратно в страну, если захотят ими воспользоваться", — заключил мажилисмен.

При этом он пожаловался на то, что госорганы упорно не хотят включать эту поправку в антикоррупционное законодательство, причем зачастую бывает, что все правительство выступает за ее рассмотрение, но то министерство юстиции, то другие структуры ее "заворачивают". На заседании мажилиса, где была в очередной раз озвучена этта инициатива, первый заместитель председателя Агентства по противодействию коррупции Улан Саркулов ответил, что такие меры требуют всестороннего обсуждения. Перуашева ответ представителя Антикора не удовлетворил, он напомнил о существующей практике, когда нотариусы могут запретить выезд человеку, если у него есть долг по коммунальным платежам в размере 20-30 тысяч тенге, или предпринимателю за налоговую задолженность в 50-60 тысяч тенге. Однако, по его мнению, парадоксально, что в случае с коррупционерами, причинившими миллиардные убытки государству, начинают беспокоиться о защите их гражданских и конституционных прав. "Эти ваши общие рассуждения не помогают, когда коррупционер признан таковым судом и осужден. Ему дают 8 лет, а он выходит через два года по УДО и уезжает к своим миллиардам. Пока не запретят выезд за рубеж, они будут продолжать бежать и искать выходы. Поэтому я предлагаю не общие рассуждения, а принятие конкретных решений", — заявил депутат.

Чуть позже выяснилось, что министерство юстиции готово рассмотреть запрет на выезд коррупционеров из Казахстана, но у ведомства пока нет позиции по инициативе о запрете на выезд за границу для граждан, осужденных по коррупционным статьям. Об этом сообщила вице-министр Ботагоз Жакселекова, по утверждению которой данная поправка пока официально не вносилась в рабочую группу, однако у депутатов есть возможность инициировать этот вопрос до второго чтения законопроекта. "Сейчас идет рассмотрение в мажилисе в рамках рабочей группы по борьбе с коррупцией по тому законопроекту, который вчера выносился на первое чтение. Вот в рамках него только планируют ее инициировать, поэтому мы будем рассматривать. Позиции нет, и мы ее официально не выражали", — сказала Жакселекова на брифинге в кулуарах сената. Перуашев в ответ сообщил в соцсетях, что рабочая группа мажилиса приняла поправку о запрете коррупционерам, даже после выхода на свободу, уезжать к спрятанным за рубежом миллиардам. "Рабочая группа вернулась к вопросу и единогласно (!) преодолела возражения чиновников. Выражаю признательность руководителю группы А.Куспан, депутатам Мурату Абенову, Ажар Сагындыковой, Марату Баширову, всем членам рабочей группы и депутатам фракции «Ак жол» за столь важное решение. Уверен, оно сыграет свою роль в противодействии коррупции и возврате незаконно выведенных клептократами капиталов народу и государству Казахстана", - написал Перуашев.

Попутно досталось и вице-министру за утверждение о том, что поправка официально не внесена в законопроект: по утверждению инициатора поправки, на рабочей группе присутствовал (и "упорно оспаривал поправку, вопреки официальному заключению правительства") начальник управления того же Минюста Бекболат Берназаров. "Кроме того, о том, что поправка внесена и обсуждается в рамках этой рабочей группы сообщил и я, обращаясь с вопросом к первому зампреду Антикора Улану Саркулову на вчерашнем заседании Мажилиса. Почему вице-министр утверждает обратное - мне лично непонятно. Да и поправка не могла бы быть сегодня принята, не будучи официально направленной в рамках депутатской инициативы", - заключил Перуашев. В общем, дело сдвинулось с мертвой точки, поправку будут обсуждать вполне себе официально, но вот примут ли – вопрос большой. И здесь дело не в желании правительства "крышевать" бывшим коллегам, чалящимся на нарах за взятки, откаты и воровство, а в том, как эту поправку встраивать в действующее законодательство, чтобы она не вступила в противоречия с его основными нормами. Главной из которых является принцип соразмерности преступления и наказания за него – и тут возникают вопросы, как эта норма будет исполняться на практике.

Дело в том, что у нас лицо, совершившее преступление и отбывшее тюремный срок за него, считается формально чистым перед законом и обществом. Понятно, что на практике трудоустроиться бывшему з/к весьма проблематично, но формально, с точки зрения юридической, он, выйдя из колонии, начинает жизнь с чистого листа. Который, в числе прочего, подразумевает и свободу перемещения – речь идет именно о полном отбытии наказания, а не о выходе на свободу по УДО, тут к выпускаемому на волю условно-досрочно могут применяться различные пространственные ограничения, но опять же временные, а не до конца его жизни. И вводить запрет на передвижения того или иного лица после отбытия им наказания противоречит устоявшейся судебной и юридической практики страны: пример с должниками по ЖКХ, налогам и алиментам, на который ссылается Перуашев, не противоречит этой системе, а вполне логично в нее вписывается. Заплати задолженность (аналогично – погаси судимость) – и будь свободен, словно птица в небесах в песне Валерия Кипелова. Тот же самый алгоритм действует и в отношении коррупционеров – отсидели они свой срок, дальше могут распоряжаться своей жизнью, как им заблагорассудится.

Оно понятно, что некоторые пожизненные ограничения в отношении коррупционеров все же вводятся: например, запрет до конца жизни занимать руководящие или какие-то имеющие отношение к денежным потокам должности на госслужбе. Но это ограничения, касающиеся профессиональной деятельности, а выбор ПМЖ – это из разряда основных прав и свобод человека. И для того, чтобы ввести какие-то пожизненные ограничения в этой части даже для отдельной категории лиц, нужно будет переписывать не один закон, а множество талмудов. Потому что если принять эту поправку в антикоррупционном законодательстве без внесения изменений в те нормативные правовые акты, которые касаются обеспечения прав человека, то после первого же применения этой поправки на практике минюст замучится судиться с невыездными. Адвокаты которых будут апеллировать к обозначенному законодательству в области обеспечения прав человека, а оно, вдобавок ко всему, еще и базируется на международных обязательствах республики. А у нас международные обязательства всегда оказываются выше национального законодательства, если вступают с ним в правовой клинч – и это не фантазии минюста, это, опять-таки, прописано в нашем законодательстве. И это основная причина, по которой минюст будет проигрывать такие гипотетические разбирательства в судах, а коррупционеры, выиграв их, будут спокойно утекать за бугор к своим миллионам и миллиардам.

Суммируя: предложение Перуашева вполне себе рационально, только вот на практике неосуществимо без изменения целого ряда законодательных актов, в том числе и тех, которые к антикоррупционному законодательству напрямую вроде не относятся. Поэтому вполне понятно, почему минюст против, непонятно, почему они впрямую причины своего отказа Перуашеву не называют. И не предлагают создать рабочую группу, которая размотает весь законодательный клубок и скажет, какие конкретно нормы в каких конкретно законах надо менять для того, чтобы эту норму не смог оспорить потом в суде ни один адвокат. В общем, случай тяжелый и не столь однозначный, как это выглядит сейчас со стороны, а потому дождемся следующей недели, когда эта норма будет вновь обсуждаться в парламенте – глядишь, высокие стороны до чего-то более рационального, чем заочная полемика, договорятся. Но, скорее всего, даже в этом случае норма о запрете (пожизненном, иначе в нем смысла нет) на выезд за границу в этом законопроекте принята не будет по уже озвученным выше причинам: там корректировать надо слишком много попутных законов, автоматически принятие одной запретительной нормы их не скорректирует.

Тут вот что еще примечательно: в презентованном в мажилисе пакете изменений в законодательство о противодействия коррупции планируется создание публичного реестра коррупционеров. "Это профилактический инструмент. Основная его цель – через общественное порицание сформировать в обществе нетерпимость к коррупции. В реестр будут включаться сведения об осужденных за совершение тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений. Основанием для включения лиц в реестр будет являться вступивший в законную силу обвинительный приговор", – рассказал первый заместитель председателя Агентства по противодействию коррупции Улан Саркулов. Реестр будет размещаться на сайте агентства, при этом исключение из реестра будет возможным на основании вступившего оправдательного приговора и погашения судимости. То есть в реестре коррупционеров осужденный будет находиться исключительно во время отбытия назначенного судом наказания, а не пожизненно – как только срок наказания истечет, он из реестра выпадет – и если запрет на выезд на ПМЖ за границу (или просто на выезд за границу) будет накладываться только на "обитателей" этого реестра, то ни о каком пожизненном запрете речи идти не может, потому что пожизненного "обитания" в реестре не предполагается. Понятно, что можно и здесь сделать "обитание" пожизненным, но это не отменяет проблем с остальным законодательным массивом, о которых речь шла выше.

Куда более реалистичными выглядят планы антикоррупционщиков ввести в законодательство понятия "личные интересы" и "конфликт интересов", то есть противоречия между личными интересами госслужащих и их должностными полномочиями. Поскольку личные интересы руководителей нередко приводят к неисполнению или ненадлежащему исполнению ими своих должностных обязанностей. В законопроекте конкретизируется понятие "личный интерес" – это материальная или иная заинтересованность госслужащего и приравненному к нему лица, способная оказывать влияние на его решения при осуществлении должностных обязанностей. В качестве примера приводится такая ситуация: госслужащая является членом конкурсной комиссии при проведении конкурса на вакантную должность, при этом одним из участников конкурса является близкая подруга госслужащей, а та может быть заинтересована в поступлении подруги на госслужбу. В этом случае госслужащая должна своевременно уведомить свое руководство, а оно, в свою очередь, должно принять меры к замене члена комиссии. За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также за осуществление должностных полномочий при наличии конфликта интересов будет установлена административная ответственность.

Ну, и, наконец, в Казахстане решили криминализовать обещание, предложение, требование взятки. По словам замглавы Антикора, уголовная ответственность за эти деяния установлена в 38 странах ОЭСР и в большинстве государств СНГ. "Уже 16 лет на повестке дня стоит необходимость принятия законодательных мер по признанию в качестве уголовно наказуемых деяний обещания, предложения взятки, вымогательства взятки. Это пункт есть и в Конвенции ООН против коррупции, и в рекомендациях ОЭСР", - пояснил Улан Саркулов. Правда, признал он, судебно-следственная практика за рубежом по таким преступлениям минимальна, выявляются буквально единичные случаи, но сам факт наличия подобной статьи дисциплинирует и формирует соответствующую культуру, когда даже разговоры о взятках становятся неприемлемыми, считает замглавы Антикора. Для активизации борьбы с коррупцией требуется одно: признать сам факт договоренности о даче или получении взятки свершившимся преступлением. По мнению специалистов Анткора это будет иметь ярко выраженный профилактический эффект, и позволит пресекать взяточничество на стадии еще до причинения ущерба государству. Однако депутаты мажилиса уже озадачились тем обстоятельством, что такая постановка вопроса ставит под сомнение принцип презумпции невиновности, на котором основывается законодательство страны. В общем, обсуждение внесенных в мажилис антикоррупционных поправок обещает стать довольно жарким – и подогреть два оставшихся зимних месяца в столице.

Правительство дозрело до либерализации рынка ГСМ

Другая главная новость недели грянула в пятницу: министерство энергетики предложило отойти от госрегулирования цен на нефтепродукты – в ведомстве отмечают, что на сегодняшний день цены на бензин и дизельное топливо в Казахстане остаются одними из самых низких в мире, и это приводит к значительному ценовому разрыву с соседними странами, в которые "утекает" казахстанский ГСМ. Плюс фиксация стоимости топлива не способствует привлечению инвестиций в отрасль – и новый приказ министерства, опубликованный 17 января 2025 года, направлен на выравнивание ситуации и предотвращении дисбаланса. "К примеру, в Казахстане цена бензина АИ-92 за литр составляет 205 тенге, в Российской Федерации – 288 тенге, в Кыргызстане – 385 тенге, в Узбекистане – 489 тенге. Дизельное топливо в Казахстане стоит 295 тенге за литр, в Российской Федерации – 355 тенге, в Кыргызстане – 427 тенге, в Узбекистане – 528 тенге. Таким образом, разница в ценах на бензин АИ-92 достигает от 40% до 138%, на дизельное топливо – от 20% до 79%. Это провоцирует дефицит, невозможность модернизации отрасли, вывоз топлива за границу посредством различных нелегальных схем", - указывается в сопроводительной записке к проекту нового приказа министерства.

В этой связи минэнерго переходит к политике устойчивой модели ценообразования, направленной на создание рыночного баланса между спросом и предложением, исключение дефицита топлива, стимулирование модернизации нефтеперерабатывающей отрасли, создание новых рабочих мест и привлечение долгосрочных инвестиций. Ключевыми принципами является плавность и предсказуемость любых изменений, для защиты интересов граждан продолжится оказание мер социальной поддержки, а сельхозпроизводители получат гарантированный доступ к дизельному топливу по прозрачным схемам и приемлемым ценам. "Министерство энергетики совместно с заинтересованными органами усилит контроль на рынке, обеспечит исполнение законодательства и бесперебойные поставки топлива на внутренний рынок", - заверяют в ведомстве. Проектом приказа предлагается отменить действующие предельные розничные цены в Казахстане, которые составляют для местных водителей 205 тенге за литр Аи-92/93 и 295 тенге за литр дизтоплива (летнего и межсезонного). Публичное обсуждение документа продлится до 22 января. Вместе с тем в опубликованном там же пресс-релизе Минэнерго заверяет, что не допустит резкого роста цен на бензин и дизтопливо.

Параллельно вырастут и цены на сжиженный нефтяной газ, реализуемый в качестве альтернативного топлива для автомобилей. Политолог Данияр Ашимбаев считает, что этот шаг правительства был предсказуем и вполне вписывается в логику поручений президента. "Многие обратили внимание на то, что Токаев заявил в недавнем своем интервью, что постоянно требует от министров более эффективной работы и смелости при принятии решений. Отметим, что президент уже давно говорит о необходимости смелых и решительных действий со стороны правительства. Судя по тому, что Токаев вновь вернулся к этому вопросу, то, получается, что президент опять увидел отсутствие смелости и решительности. О каких сферах идет речь? Обратим внимание на то, что глава государства в последние годы неоднократно акцентировал внимание на том, что базовые отрасли должны быть рентабельными - с тем, чтобы привлекать инвестиции для своего развития. Президент неоднократно акцентировал внимание на регулировании цен на ГСМ с тем, чтобы соответствующая политика не только обеспечивала социальную стабильность, но и делали нефтедобычу и нефтепереработку инвестиционно привлекательными. Вопрос в том, что существующая модель рынка ГСМ во многом себя исчерпала; она способствует не росту производства, а исключительно хроническому дефициту на рынке, который покрывается за счет внешних поставок (аналогичная ситуация отмечается и на рынке электроэнергии). Поскольку и то, и другое покрывается прежде всего российскими производителями, модель крайне уязвима в условиях санкционного противостояния. Представляется, что вариант корректировки уровня и самой модели госрегулирования топливного рынка является на данном этапе безальтернативным. Нужно понимать, что он должен сопровождаться определенными мерами по смягчению социального эффекта, но вместе с тем должен быть и направлен на борьбу с теневым перераспределением ГСМ по территории республики. И именно о смелых и решительных (но вместе и продуманных!) действиях в этой сфере, представляется, и говорит глава государства", - написал политолог в своем посте в телеграм-канале.

Откровенно говоря, не очень хочется признавать правильность действий, бьющих по твоему кошельку, но факт остается фактом: если раньше нашими бензином и соляркой охотно затоваривались только россияне в приграничных областях, то теперь наш ГСМ перетекает и в Узбекистан (в декабре пограничники "хлопнули" подземный переход на границе, через который ежедневно транспортировалось от 5 до 10 тонн ГСМ), и в Кыргызстан (АЗС в Жамбыльской области закупают у оптовиков ежемесячно в два раза больше топлива, чем могут потребить все местные автомобили, то есть половина ГСМ с этих заправок уходит соседям по нашей внутренней цене). Попытки продавать иностранцам солярку дороже, чем казахстанцам предсказуемо провалились: во-первых, сами владельцы АЗС не слишком стремились обеспечивать паспортный контроль, во-вторых, всегда можно за умеренную плату договориться о покупке с местным владельцем казахстанского паспорта, который поможет тебе залить баки. Контрабанду автовозами при прозрачных границах пресекать можно только фрагментарно – в общем, рано или поздно к повышению цен на ГСМ мы бы все равно пришли, так что вопрос теперь только в том, насколько цены будут повышаться и будет ли это повышение действительно плавным, без шока для автовладельцев. Думается, что в течение ближайшей недели-двух минэнерго даст ответы на эти вопросы, тем временем, глава "КазМунайГаза" Асхат Хасенов уже поставил перед руководством Атырауского нефтеперерабатывающего завода задачу по увеличению производства светлых нефтепродуктов. Напомним, что в 024 году АНПЗ переработал свыше 5,5 млн тонн нефти, что на 70 тыс. тонн больше, чем в 2023 году, выход светлых нефтепродуктов за год вырос и составил 69,2%, а глубина переработки увеличилась до 85,1%.

Тем временем, ряд экспертов считает, что на иностранные инвестиции казахстанской экономике рассчитывать в ближайшие годы не приходится, удовлетворяться придется возможностями внутренних инвесторов, а потому решение по либерализации рынка ГСМ – это логичное следствие такой ситуации. Главный экономист центра прикладных исследований "TALAP" Рахим Ошакбаев вообще опасается, что одним из первых решений Дональда Трампа на своем президентском посту может стать попытка по дестабилизации обстановки в Центральной Азии. "Гранд стратегия, которая есть в США, не позволяет никому приближаться к их лидерству и превосходству. Для этого нужно максимально дергать всех претендентов, кто может бросить вызов их экономике. Это в первую очередь Китай. В военной сфере – это Россия. Центральная Азия, в свою очередь граничит как Россией, так и с Китаем. Самое логичное, что может сделать Трамп – это дестабилизировать регион", - считает эксперт. По его словам, эксперты сильно переоценивают ценность Казахстана для США: республика, по его оценке, находится только во втором десятке внешнеполитических приоритетов Штатов. Однако директор института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов убежден в обратном: по его мнению, Трамп будет заинтересован в стабильной ситуации в Центральной Азии, как сырьевой базе. "Я не ожидаю достаточно резких изменений, потому что в основе сотрудничества будет лежать экономические интересы, которые не могут столь стремительно меняться. То есть президенты приходят и уходят, а стратегический план и интересы остаются", - отметил он. В тоже время он признает, что взаимоотношения США со странами Центральной Азии будут строиться на основании того, как будет складываться ситуация во взаимоотношениях: США-Россия и США – Китай.

По мнению главы общественного фонда Eurasian Expert Council" Чингиза Лепсибаева дестабилизация региона сильно понравится Западу, потому что сразу всем нашим соседям станет плохо. "С другой стороны – много денег вложено в местную нефтянку. В пропорциях американской экономики это не такие прям огромные инвестиции – они и по больше теряли. Но это опять же бизнес. И Трамп, как настоящий бизнесмен очень чувствительно относится к чужой собственности, которая принадлежит американскому бизнесу", - отметил этот эксперт. Кроме того, добавил он, любая нестабильность в регионе ведет к росту исламского фундаментализма, а такая история глобально в мире никому не нужна, включая США. В чем все эти эксперты сходятся, так это в том, что санкционное давление на Россию будет усиливаться, а вероятность торговых войн США с Китаем, учитывая историю первого президентства Трампа, высока как никогда ранее. "Это безусловно окажет влияние на Казахстан, потому что это соседние государства. В этом отношении Казахстан какую-то долю экономического роста будет терять ежегодно. Я думаю, не меньше 1-2% и этот трек будет продолжаться дальше", - отмечает Лепсибаев. И, наконец, одна из главных, глобальных угроз всему миру, которая исходит от США – это возможный отказ от своих обязательств по госдолгу в 35 трлн долларов. "Прецеденты в истории США уже были. Это 1971 год – выход из Бретон-Вудской системы. Они просто отказались выполнять свои ранее взятые обязательства по конвертации доллара к золоту", - напомнил Ошакбаев. По его словам, у новой администрации США ключевая цель - сделать страну великой, а интересы остальных просто не принимаются в расчет. Все эти угрозы уже сейчас привели к снижению притока инвестиций в Казахстан. "Остается внимательно следить за ситуацией, укреплять единство между странами региона, излишне драматизировать не стоит, но нам нужно морально быть готовыми к тяжелым годам впереди", - заключают эксперты.

Почему Нацбанк Казахстана не хочет фиксировать доллар

Тем временем, глава Национального Банка Казахстана Тимур Сулейменов заявил, что монетарные власти страны не планируют возвращаться к фиксированному курсу пары "тенге-доллар", поскольку считают, что это может привести к негативным долгосрочным последствиям для экономики. Сулейменов напомнил слова Касым-Жомарта Токаева о том, что для рыночной экономики Казахстана плавающий валютный курс – единственный способ избежать дисбаланса. "Курс – это температура, отражение здоровья экономики, здоровья государственных финансов в целом. Рассмотрение вопросов курсовой политики в отрыве от рассмотрения вопросов экономической политики не даст результатов, которые бы хотелось. Поэтому меры по фиксированному курсу нами никак не рассматриваются. Это глубоко ошибочная позиция. Любой экономист, любой финансист может иметь какие угодно мнения, мы не монополисты в этой сфере. Тем не менее, с нашей точки зрения, это неправильный подход, глубоко ошибочный, который приводит к долгосрочным экономическим негативным последствиям, примитивизации экономики, увеличению импорта и сведению на нет всех наших усилий по диверсификации", – заявил он. По его словам, Нацбанк уже реализует ряд стабилизационных мер регулирования валютного рынка и борьбы с инфляцией. В арсенале Нацбанка, в частности, увеличение предложения валюты на внутреннем рынке и снижение давления на спрос.

"Национальный банк в рамках своей деятельности реализует приоритетное право государства на покупку золота у отечественных золотодобывающих предприятий. Эта мера направлена на укрепление международных резервов и устойчивости экономики к внешним шокам", - привел пример глава Нацбанка Казахстана. По его словам, это позволило нарастить объем международных резервов до 45,8 миллиарда долларов, из которых 23,8 миллиарда долларов приходится на золото. Однако финансирование этих операций осуществляется за счет теньговой эмиссии, что приводит к увеличению денежной массы в экономике. "Это, безусловно, влияет на инфляцию, так как количество денег превышает товарную массу. Для минимизации подобных эффектов в течение всего прошлого года в стенах Национального банка мы проводили активную дискуссию по переходу к монетарной нейтральности в отношении покупок золота," — отметил Сулейменов. При этом главный банкир страны пояснил, что эти операции не являются валютными интервенциями, их основная задача — сокращение избыточного количества денег в экономике и достижение целевого уровня инфляции в 5%. Одновременно данные меры создадут дополнительное предложение валюты на внутреннем рынке, что также будет способствовать сбалансированности внутреннего валютного рынка.

Одновременно глава Нацбанка заверил, что в Казахстане взялись за укрепление финансовой дисциплины сверху донизу. В частности, планируют ограничить размеры целевых трансфертов из Нацфонда, распространив на эту операцию бюджетное правило. "Мы были в диалоге с коллегами из министерства финансов и национальной экономики о распространении бюджетного правила на все виды изъятий из Национального фонда. Сейчас ограничениями покрываются только гарантированные трансферты. Целевые же трансферты остаются вне рамок бюджетного правила. Мы достигли принципиального понимания, что бюджетные правила будут распространяться на все виды изъятий", – сказал Сулейменов. Напомним, что гарантированный трансферт направляется на покрытие дефицита бюджета, а целевой – на финансирование проектов инфраструктурного макроэкономического развития, теперь изъятия из Нацфонда "будут ограничиваться определенным процентом". "Какой конкретно процент, так как сейчас эти консультации продолжаются, я еще, наверное, не могу сказать. Это надо будет сделать после того, как правительство согласует, но хорошая новость в том, что будут бюджетные правила, которые будут ограничивать целевые трансферты. Правительство понимает, что эти правила должны быть, и они согласны с этим", –сказал председатель Центробанка.

Напомним, что осенью 2024 года Нацбанк внес в правительство проект предложений по стабилизации экономики, содержащий норму об ограничении размера целевого трансферта из Нацфонда, с тем, чтобы его нельзя было произвольно увеличивать в течение года. В 2024 году размер целевого трансферта планировался в размере 1,6 трлн тенге, но потом был увеличен до 3,6 трлн тенге на фоне дефицита бюджета. Кабмин долго противился этому ограничению, но в итоге, судя по всему, сдался. Возвращаясь к вопросу о курсе доллара, сточит напомнить, что 14 января Национальный Банк сообщил о разработке проекта постановления своего Правления "Об установлении пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты". "Согласно проекту, предлагается установить пределы отклонения курса покупки от курса продажи наличной иностранной валюты по операциям, проводимым через обменные пункты, для доллара США – 7 тенге, евро – 10 тенге", - указывается в пояснительной записке к проекту. Так что определенный рычаг давления на спекулятивные действия с валютой государство за собой все же оставило. Тем временем, управляющий директор Центра исследований прикладной экономики (AERC) Евгения Пак в интервью изданию LS заявила, что резкий скачок курса доллара по отношению к тенге в 2025 году возможен лишь в случае глобального потрясения, сопоставимого с пандемией коронавируса в 2020-м году.

Антироссийские санкции, вступившие в силу в январе, могут двояко повлиять на курс доллара к тенге, считает Пак. По ее словам, с одной стороны, ограничения способствуют росту цен на нефть (сейчас мартовские фьючерсы на нефть марки Brent торгуются по $81,69 за баррель), что поддержит укрепление тенге. С другой — усложнение торговли сырьем может увеличить издержки на экспорт, ослабляя нацвалюту. Эксперт ожидает, что в первом квартале курс останется в диапазоне 500–530 тенге. Пак считает, что ключевую роль сыграют налоговый период в феврале, традиционно поддерживающий тенге, и действия Минэнерго по минимизации последствий санкций. Особенностью новых американских санкций против России стало попадание под них также и компаний из других стран, у которых есть связь с российской нефтегазовой отраслью. К примеру, под ограничения попала казахстанская "дочка" "Газпром нефти". При этом аналитик допускает, что угроза вторичных санкций США в дальнейшем будет блокировать любое взаимодействие для государств с энергетическим сектором России. Она также назвала нецелесообразным возвращение к фиксированному курсу. Казахстан долго шел к гибкому курсообразованию, и отказ от него может стать дорогостоящим шагом для экономики, пояснила она, солидаризировавшись с главой Нацбанка.

Тем временем, из Поднебесной приходят довольно противоречивые сигналы, касающиеся торговли с Казахстаном. С одной стороны, Китай в декабре увеличил импорт казахстанского зерна на 6% после того, как осенью резко сократил его прием, в результате общий годовой объем поставок казахстанской пшеницы в эту страну вырос на 2%. С другой стороны, Китай не дает разрешение на ввоз казахстанской муки, при этом китайские власти не объясняют причин запрета казахстанским экспортерам. Эта проблема стала темой обсуждения на заседании отраслевого совета по вопросам агропромышленного комплекса в Палате предпринимателей Костанайской области. Руководитель мельничного комплекса ТОО "Асалия" Дулат Шаяхметов в своем выступлении отметил, что в Китай продукцию отгрузить практически невозможно. "Для отгрузки продукции на Китай необходимо войти в реестр импортеров в КНР, требования которого постоянно добавляются новыми пунктами. На сегодняшний день у нашего предприятия есть и ж/д тупик, склады, площадка для хранения контейнеров, но и это не гарантирует получения разрешения для импорта нашей продукции в Поднебесную", - сказал он.

Заместитель директора Костанайского отделения ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" Думан Жалкыбаев предлагает переработчикам отгружать свою продукцию в Среднюю Азию и Афганистан. Однако на этих рынках казахстанская продукция сейчас не востребована, а Китай, который готов покупать муку и продукты помола, даже при сложной разрешительной процедуре, закрыт по причине "узкого горлышка" на казахстанско-китайской границе и других логистических проблем. Думан Жалкыбаев сообщил, что по Костанайскому отделению "Грузовых перевозок" в 2024 году год в Китай погружено более 15 тысяч зерновых грузов в контейнерах, что составляет более 881 тысячи тонн продукции. Однако переработчики отмечают, что эта цифра, как минимум, в три раза ниже реальной потребности. "Проблема и в том, что ранее развивали логистику в направлении Афганистана, а по факту необходимо было вкладывать средства в реконструкцию и строительства железнодорожных путей на Китай", - уточнил директор ТОО "Асалия". Ассоциация сельхозтоваропроизводителей, которая объединяет интересы аграриев региона, считает, что решать проблему необходимо на уровне правительства, с помощью МИДа и Минсельхоза Казахстана. "Важно, чтобы были не только достигнуты договоренности, но и разработаны четкие механизмы для их реализации. Без доступного рынка сбыта производители не смогут эффективно реализовывать свою продукцию, что ставит под угрозу развитие агросектора в регионе", - отметила директор ассоциации Светлана Михайленко. В общем, похоже, наступает пора, когда отечественный бизнес на соседние рынки выходить без государственного зонтика (или, как выразились бы в 90-е, "крыши") просто не сможет. И это принципиально меняет роль правительства – не исключено, что на его расширенном заседании с участием президента Касым-Жомарт Токаев будет говорить именно об этом.

Андрей ЛОГИНОВ, Астана